Вторник, 18 Август 2020 10:00

Преподобный Амвросий Оптинский. 5 цитат о посте

Автор 

Продолжается Великий пост. Предлагаем изречения великого старца и подвижника ΧΙΧ века преподобного Амвросия Оптинского о телесном посте, взятые из его переписки с духовными чадами.

О смысле поста

 

Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение только запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что через послушание вырабатывается покорность. 

«Здоровые от поста бывают здоровее и добрее»

 

Всякое лишение и всякое понуждение ценится перед Богом, по сказанному в Евангелии: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста: «Их бог — чрево, и слава их — в сраме» (Флп. 3:18–19). И в псалмах сказано: «Заблудились от чрева» (Пс. 57:4). Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и, сверх того, долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.

 

Скоромная пища — скверна?

 

...Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «Не то оскверняет человека, что входит в уста, а что выходит из уст» (см. Мф. 15:11) — дала себе твердое намерение очиститься прежде от внутренних пороков, а потом заняться воздержанием в пище, теперь же пока, кроме Успенского и Великого поста, других не соблюдать.

 

Но слова Спасителя, приведенные тобой, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб неомовенными руками. Тогда Господь в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой и сказал: «Ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» (см. Мф. 15:11). То есть как бы так сказал Господь: как бы ни были нечисты твои руки, но если ты, не омыв их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя. Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним — душу. Если, говорит, внешний наш человек, т.е. тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как... сказано: «...И забыл Бога, создавшего его» (см. Втор. 32:15).

 

Исцеление бесноватого отрока (Мф. 17:14–21; Мк. 9:17–29; Лк. 9:38–42)

 

О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «По неверию вашему» (Мф. 17:20), — а потом прибавил: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29).

 

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» — Он отвечал: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2:18–20). Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачными — Своих учеников, а в лице их и всех верующих. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т.е. в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом.

 

Об умеренности

 

Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак — малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию.

 

Болеющему

 

Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя и по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благих внушений совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком. Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить.

 

Вот я вам высказал свое мнение, как разумею, а вы избирайте для себя полезнейшее.

 

По книге «Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского», 2007 г.

 

Преподобный Амвросий Оптинский. 10 цитат о покаянии

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 5117 раз