Среда, 19 Май 2021 21:13

Богу нужно отдавать только лучшее

Автор 

Пять вопросов Игорю Небогатых, руководителю художественно-производственного объединения «Деисус».

— Ваше предприятие известно далеко за пределами Украины. Скажите, как поняли, что обустраивать и украшать храмы — это призвание?
— Я всю жизнь этим занимаюсь, знаете, даже никогда не думал об этом. Уже в начале 1990-х, когда наша Церковь начала возрождаться, мы сразу же стали помогать нашим храмам, которые строились и реставрировались.

 

Нас привлекал сам процесс, причастность к церковной жизни.

 

Хотелось не просто работать, а приносить пользу возрождающемуся Православию. Зная, что ты не просто живёшь, а какой-то след после себя оставишь, что-то сделаешь для людей. И нам тепло на душе от того, что дела наших рук можно увидеть во многих храмах и в Украине, и в других странах.

 

— В объединении «Деисус» работают мастера высокого уровня, а что кроме мастерства ещё нужно, чтобы изготовить качественную церковную утварь?
— Как что? Участие в жизни Церкви, конечно. Понимание, что ты делаешь и для чего. Есть такое понятие — канон, или правила. Нельзя просто так взять и начать делать какую-то церковную утварь: иконостасы, иконы, аналои, киоты и т. п. Мастер должен хорошо знать историю, назначение этого предмета в богослужении и его место в храме.

 

Другими словами, человек с улицы, даже профессионал, не сможет у нас работать. Ну, такие мастера пытаются делать церковные изделия, но получается у них простая имитация, без глубокого погружения в процесс. Ведь наша работа — это кропотливый ежедневный труд.

 

У нас работает 43 человека, причём в разных городах. Одни пишут иконы, другие — делают престолы и жертвенники, но не забываем, конечно, и о молитве.

 

А если мастер говорит: «Мне надо три месяца попоститься, помолиться, а потом уже начинать работу», — то это не профессиональный подход. Современная жизнь скоротечна. Кто нас будет ждать?

 

И ещё. Мы работаем исключительно для Церкви. Есть, конечно, всеядные мастера. Они могут и царские врата в православный храм сделать, и ресторан отремонтировать, и раскольникам мощевик изготовить. А мы принципиально ни для кого другого ничего делать не будем, нас не прельщают никакие деньги.

 

— У вас уникальное церковное производство, видимо это влияет и на вашу жизнь в целом? Расскажите, как Бог помогает православным мастерам?
— Всегда помогает, и мы это чувствуем. Иначе мы бы не справились с такой огромной ответственностью и сложными задачами. А чудеса случаются со всеми, но их нужно уметь замечать. Как и промысл Божий, ведь он действует постоянно.

 

Наше объединение носит имя «Деисус». Это слово с греческого переводится как «моление». Так в иконостасе называется икона или несколько икон, где в центре — Спаситель, а с двух сторон к Нему обращены в молитве Пресвятая Богородица, святой Иоанн Предтеча и другие святые. Если мысленно расширить этот образ, то и все молящиеся в храме тоже станут в этот деисусный ряд. Такое наше кредо — работать, не забывая, что мы стоим перед Богом.

 

— Современные технологии уже добрались и до церковного зодчества. Вовсю применяются новые творческие решения и синтетические материалы. Но ваше объединение строго придерживается древних традиций сакрального искусства. Почему для вас это так важно?
— Это закон. Мы ведь не можем в математике изменить таблицу умножения или поменять алфавит в родном языке. Вот, например, есть канонические и академические иконы. Пример первых — образа преподобного Андрея Рублёва, вторых — работы Виктора Васнецова. И если у художника есть небольшой зазор для творчества, он может что-то своё привнести, то канон изменять нельзя.

 

Ещё правило: святой не может на иконе улыбаться, не может быть розовощёким. Хотя сейчас можно увидеть в сельских храмах творения местных художников, где эти каноны нарушаются.

 

То же и с материалами. Мы работаем только с натуральным деревом. Имитацию в своей работе не допускаем.

 

— А чем, например, отличается литография от писаной иконы? Ведь в принципе это тот же образ. Почему ценнее всё-таки икона, написанная красками на дереве?
— Литография — это наклеенная фотография, если говорить по-простому. Так тоже можно делать иконы, это допускается. Единственное, чего нельзя — это делать объёмные фигуры. Например, резные иконы.

 

Писаный образ, естественно, ценнее во много раз, ведь в него вложен труд иконописца. Но самое главное, есть такое правило: для Бога нужно делать всё самое лучшее.

 

Беседовал Олег Карпенко

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 3082 раз