Вторник, 09 Февраль 2021 10:10

Разгадывая тайну человеческой души, Достоевский невольно предсказал наше будущее

Автор 

9 февраля исполняется 140 лет со дня смерти Ф. М. Достоевского. О великом писателе сайту «ФОМА в Украине» рассказал преподаватель КДАиС архимандрит Алексий (Коваль).

— Чем Достоевский может быть интересен современному читателю?
— Нынешний потребитель массовой культуры считает себя весьма искушённым в тех образах и смыслах, которые предлагает ему современная индустрия развлечений. Обыватель с нетерпением ждёт новых идей и эффектов, с жадностью устремляется к новинкам кино и литературы, но при этом неизменно испытывает лёгкое разочарование — это уже не ново.

 

Кинематограф зациклился на экранизациях и ремейках старой классики, литература пытается временами шокировать и удивлять, но тоже не может избежать вторичности смыслов. Даже всеми любимый «Марвел» — это всё та же древняя история о супергероях, прототипами которых являются отнюдь не персонажи классических комиксов, а герои древнегреческой мифологии. В общем, нет ничего нового под солнцем.


Так вот, говоря об актуальности Достоевского для современного читателя, в первую очередь нужно отметить, что до сих пор никто не написал ничего более глубокого и психологически достоверного, чем Фёдор Михайлович. А любое произведение, в котором читатель неизменно будет считывать свой собственный психологический портрет, будет оставаться актуальным, пока кто-нибудь другой не напишет что-либо более глубокое и сокровенное.

 

Пока что Фёдор Достоевский остаётся величайшим гением в области литературы и непревзойдённым знатоком всех тайников нашего ума и сердца. До сих пор его творения остаются обязательными к прочтению и изучению в учебных заведениях США, Европы и даже Азии. Всё, что было после него, любые попытки глубокого анализа внутренних парадоксов человеческой души, является лишь жалким подражанием и отдалённым подобием неподражаемого гения.

 

Поэтому нашему современнику ничего не остаётся, как только обратиться к непревзойдённому оригиналу, ведь вопросы, которые Достоевский поднимает в своих произведениях, всегда будут актуальны и востребованы.


— Дедушка писателя был священником на Виннитчине, а отец учился в семинарии. Как это повлияло, по Вашему мнению, на его жизнь и творчество?
— Я думаю, что совсем никак не повлияло. Обращение Достоевского к Богу имело совершенно индивидуальный характер. Будучи поначалу человеком нерелигиозным, он пришёл к православной вере уже в сознательном возрасте, пережив глубокое душевное потрясение после гражданской казни и ссылки на каторгу. Сам Фёдор Михайлович впоследствии говорил, что его «Осанна» через большое горнило страданий прошла.


Дед писателя, протоиерей Андрей Достоевский, действительно служил в городке Брацлаве Подольской губернии. Отец писателя, Михаил Андреевич, вопреки желанию своего отца, бросил обучение в семинарии и закончил Медикохирургическую академию. После этого они не общались.


Любовь Достоевская, дочь писателя, в своих воспоминаниях характеризовала Михаила Андреевича как «очень своеобразного человека». «Пятнадцати лет от роду он вступил в смертельную вражду со своим отцом и братьями и ушёл из родительского дома», — писала она. Родители готовили его к духовному званию, но, бросив Каменец-Подольскую семинарию, Михаил Достоевский отправился в Москву изучать медицину. С тех пор он никогда не говорил о своей семье и никогда не упоминал о своём происхождении. И только уже в 50-летнем возрасте, как полагает внучка, он стал испытывать угрызения совести, что бросил отчий дом.


Своих детей Михаил Достоевский держал в «ежовых рукавицах», воспитывая их в страхе и повиновении. Вспышки его гнева были ужасающими и приводили в трепет всех домочадцев. Нетерпимо требовательный к окружающим, он установил дома строго определённый порядок и тщательно следил, чтобы его неукоснительно соблюдали. Возможно, поэтому Фёдор Достоевский всю жизнь тяготился воспоминаниями о своём детстве, и в его творчестве нет никаких следов светлых воспоминаний об отце.

 

По словам С. Д. Яновского, Фёдор Михайлович говорил ему «о тяжёлой и безрадостной обстановке его детства, хотя благоговейно отзывался всегда о матери, о сёстрах и брате Михаиле Михайловиче». Об отце же «решительно не любил говорить и просил о нём не спрашивать». Сложное, двойственное отношение к отцу Достоевский сохранил на всю жизнь.

 

Архимандрит Алексий (Коваль)

Архимандрит Алексий (Коваль) (фото — pravlife.org)


Если говорить о человеке, который действительно оказал большое влияние на творчество писателя, то это был выпускник Харьковского университета Иван Шидловский, под влиянием которого Достоевский находился в годы учёбы. Шидловский писал стихи и мечтал о литературной славе. Он верил в огромную, преобразующую мир силу поэтического слова и утверждал, что все великие поэты были «строителями» и «миросозидателями».

 

В 1839 году Шидловский неожиданно оставил Петербург и уехал в неизвестном направлении. Позднее Достоевский узнал, что он ушёл в Валуйский монастырь, но затем, по совету одного из мудрых старцев, решил совершать христианский подвиг в миру, среди своих крестьян. Он начал проповедовать Евангелие и добился на этом поприще больших успехов. Шидловский — религиозный мыслитель-романтик — стал прототипом князя Мышкина, Алёши Карамазова — героев, занявших особое место в мировой литературе.

 

— Достоевского считают пророком за глубокие прозрения истории в его романах. Какие из них сбываются в наше время?
— Достоевского можно сравнить с древнегреческим философом Диогеном, который днём ходил по улицам с зажжённым факелом и восклицал: «Ищу человека!» Будучи гениальным мастером слова и тонким сердцеведцем (или как сейчас сказали бы — психологом), Достоевский, кроме всего прочего, смог предугадать многие исторические события и социальные явления.

 

Я думаю, секрет его пророчеств прост. Он искал прежде всего человеческое в человеке и смотрел на прошлое и будущее через призму бессмертия человеческой души. Древние философы говорили, что человек — это микрокосмос, который скрывает в себе тысячи загадок. И каждый ответ на одну из таких загадок рождает ещё десять тысяч вопросов.

 

Открывая на страницах своих романов эти мириады смысло-жизненных загадок, Достоевский представляет нашему взору не только всю глубину и неисчерпаемость человеческой личности, но и сам невольно разгадывает алгоритм общественных явлений современного ему общества и те исторические последствия, которые неминуемо с ними взаимосвязаны.

 

Наиболее ярко это выражено в романе «Бесы». Хотя, любое его произведение — это своего рода напоминание о том, что жизнь без Бога и Евангельской правды рано или поздно ввергнет всё сообщество людское в ад. Умение видеть предзнаменования грядущих потрясений актуально и сегодня, ведь симптомы этих событий всё те же: «Если Бога нет, то всё позволено».

 

Весьма характерно, что вначале современники Достоевского не восприняли роман «Бесы» всерьёз, назвав его фельетоном. Но дальнейшая история показала, что это был роман-пророчество, предсказавший революционные потрясения. Вот так, разгадывая загадку человеческой души, Достоевский невольно разгадал будущие события нашей истории.

 

— Какая цитата писателя вам более всего близка?
— Трудно выделить какую-то конкретную цитату. Романы Достоевского давно разобраны на цитаты, многие из которых стали крылатыми выражениями. Лично для меня наибольший душевный отзыв вызывает монолог князя Мышкина из романа «Идиот», в котором он рассказывает о впечатлениях человека, приговорённого к смертной казни.

 

Это очень интимный текст для самого Достоевского, ведь это его личные переживания, которые стали поворотной точкой в жизни, началом нового пути, новых открытий, приведших в конечном итоге к Богу. Наверное, поэтому этот текст обладает такой внутренней силой и никого не может оставить равнодушным. Думаю, многие из нас хоть раз в жизни чувствовали себя человеком, у которого в жизни всё кончено. Но, как учат святые отцы, зачастую именно этот «конец» и становится для нас настоящим началом.

 

— Что бы Вы посоветовали человеку, который собирается открыть для себя Достоевского? С чего начать и на что обратить внимание?
— Я для себя открыл Достоевского благодаря роману «Братья Карамазовы». Поэтому мой совет будет совершенно алогичным — начать изучать творчество Достоевского, так сказать, с конца. Взобравшись на эту вершину, многое другое из его творчества становится понятным и доступным.

 

Кроме того, нужно «распробовать» литературный язык Достоевского, он похож на благородное, выдержанное терпкое вино, которое со временем становится только лучше. А если учесть, что вино — это ещё и яркий Евангельский символ, то каждый, кто пригубит от творческого таланта Фёдора Михайловича Достоевского, откроет для себя не только глубокий и таинственный мир, но и сможет найти вдохновение для своей собственной души.

 

Беседовал Олег Карпенко

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1428 раз