Понедельник, 13 Сентябрь 2021 16:37

Благодать Божия — проявление Царства Христова на этой земле

Автор 

Один из великих святых отцов ранней Церкви, святитель Кирилл Александрийский, как‑то заметил: Господь вложил в каждого человека частичку Самого Себя — Свой образ.

А это значит, что каждый человек получил от Него Божественных даров ровно столько, сколько сможет освоить и приумножить.

 

Каждый день, каждую минуту и каждое мгновение, осознаем мы это или нет, все мы сталкиваемся с проявлением особой милости и любви Божией к человеку — с Его Божественной благодатью. Ведь, по сути, все, что мы имеем, — разум, силы, таланты — не наше и никогда не было нашим в полной мере, но это великий дар Божий нам недостойным. И все эти дары даны нам, во‑первых, на определенное время, а, во‑вторых, они даны нам не только для нас самих. Они должны быть нами использованы не только для нашего блага, но и для блага окружающих. Преподобный Серафим Саровский так и говорит, что цель человеческой жизни состоит в том, чтобы стяжать благодать Божию и приложить к этому максимум своих усилий, подобно тому, как купцы приобретают те или иные редкие товары. При этом Бог не заставляет нас умножать или развивать в себе Его дары. Пример тому — притча Христа о талантах (см. Мф. 25:14–30). Каждый из нас на протяжении жизни абсолютно свободен в пользовании собственными талантами. Мы их можем развить, а можем и закопать в землю.

 

В то же время, говоря о таком феномене, как благодать Божия, мы не всегда правильно его понимаем. Так что же такое благодать Божия? Это что‑то несвойственное для нас, что‑то постороннее для нас или все же — то, без чего мы не можем обойтись? Святитель Афанасий Великий пишет: человек, в силу своего первоначального падения, не может спастись собственными силами. Для этого ему необходима особая помощь свыше — благодать Бога. Почему? Потому что грехом человек отделил себя от Бога. По причине грехопадения сама человеческая природа стала, по словам святых отцов, «удобопоползновенной» ко злу: если до грехопадения человек видел смысл жизни в общении с Богом, то после — он пытается скрыться от своего Творца. И человек никогда не смог бы исправить свое положение, это мог сделать только Бог. Именно поэтому Сам Господь решает стать человеком, чтобы восстановить утраченную связь и единство между Богом и людьми. Каким образом Он это делает? Посредством Воплощения, смерти и Воскресения. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, каждый момент земной жизни Воплощенного Сына Божия был направлен на спасение человека: ради этого спасения Он родился, ради него Он умер и воскрес.

 

Но если спасение человеческой природы совершено жертвой Христа, какое это отношение имеет к нам? По словам святого апостола Павла, то, что произошло со Христом, распространяется на всех представителей человеческого рода: «Бог нас мертвых по преступлениям, оживил со Христом… и воскресил с Ним» (Еф. 2:5–6). Но это происходит только в том случае, если мы принимаем жертву Христа и даем Ему возможность войти в нашу жизнь и наполнить ее. Один современный богослов пишет: весь подвиг Христа связан с одной конечной целью, ради которой, собственно, и был создан человек, — единством человека с Богом. И если такое единство совершилось в лице Сына Божия через Его Воплощение, то нужно, чтобы оно совершилось и в каждой человеческой личности, чтобы каждый из нас стал богом по благодати.

 

Земная жизнь Господа Иисуса Христа уже была освящением этого мира. Живя на земле, Господь освятил Своим присутствием человеческую природу в целом. Чем? Тем, что воспринял человеческую душу и тело. Но в полной мере освящение человечества совершилось в сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы. Именно Дух Святой, принося нам благодать, является той силой, которая усваивает нам плоды спасительного подвига Христа. Таким образом, благодать — это та особая нетварная Божественная сила, посредством которой Бог усваивает нам плоды Искупления Христова.

 

Так все же зачем человеку нужна благодать? Затем, что преодоление греха возможно только с помощью силы Божией, ведь Бог сильнее диавола. И когда Господь подает нам Свою благодать, этой силой мы и преодолеваем грех. Именно поэтому без благодати Божией мы — ничто.

 

Мы должны помнить, что Бог никого и никогда не лишает Своих даров. Если человек готов принести все, что ему дано Богом, — даже свою жизнь, — в жертву служения заповедям Божиим, Господь обязательно умножит таланты такого человека. И такой человек сможет сделать даже то, что ранее ему казалось невозможным, ведь Сам Бог будет ему помогать. И наоборот, если человек будет считать, что Бог его чем‑то обидел, в чем‑то урезал, такой человек никогда не увидит и того, что реально ему принадлежит. Господь всегда будет помогать нам в добрых делах. Но если мы перестанем заботиться об умножении Его даров, Он может отобрать их в любой момент. Каждый день мы должны ставить перед собой определенные цели: а что хорошее я могу сделать сегодня? Как я могу использовать тот или иной Божий талант, чтобы от этого стало лучше хотя бы кому‑нибудь? Именно поэтому мы должны просить Бога, чтобы Он никогда не оставлял нас Своей благодатью, но и впредь продолжал давать нам возможность раскрывать в нашей жизни Его дары через служение Богу и людям.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2020 раз