Вторник, 16 Февраль 2021 15:26

Три вопроса о Сретении Господнем. Отвечает митрополит Антоний

Что произошло раньше — поклонение Богомладенцу волхвов или Сретение Господне? Как старец Симеон узнал Христа? Зачем было нужно посвящение ребёнка на 40-й день после рождения, когда его уже посвятили через обряд обрезания? Об этом рассказал управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний в интервью официальному сайту УПЦ.

На вопрос о том, какова точная хронология событий, произошедших после Рождества Христова, владыка Антоний ответил: «События, связанные с Рождеством Христовым, описывают два евангелисты — Матфей и Лука. Каждый из этих двух рассказов имеет свои особенности. В частности, рассказ о бегстве в Египет вмещён в Евангелие от Матфея. Именно тут рассказано о поклонении волхвов Иисусу Христу, после которого царь Ирод хотел убить Новорожденного Младенца. А рассказ о Сретении содержится в Евангелии от Луки. Согласование между собой хронологии этих двух событий — давняя проблема в библеистике. Мы привыкли видеть на иконах, что волхвы вместе с пастухами поклоняются Новорожденному Христу. То есть, выходит, что волхвы поклонились Христу сразу после Его рождения. Но если внимательно прочесть Евангелие от Матфея, то там сказано, что волхвы поклонились Христу не в пещере, а в доме (Мф. 2:11). То есть, это поклонение произошло не одновременно c поклонением пастухов и не сразу после рождения Христа, а спустя какое-то время».

 

Согласно наиболее распространённому мнению, поклонение волхвов произошло после Сретения Господня. И уже после их поклонения Иосиф берёт Богомладенца, Пречистую и вместе с Ними спешит в Египет.

 

По словам владыки Антония, то, что на иконах могут изображаться вместе события, произошедшие в разное время, является нормой, поскольку «внутри иконы действуют особые законы, не тождественные линейной земной логике».

 

На вопрос о том, чем отличался обряд посвящения ребёнка на 40-й день после рождения от обрезания, которое совершалось на 8-й день, митрополит ответил: «Обрезание — одна из немногих заповедей, которую еврейский народ получил от Бога ещё до Моисея: заповедь о совершении обрезания Господь дал Аврааму. В Книге Бытия поясняется, что обрезание является внешним выражением (знаком) завета между Богом и Его народом. Итак, в иудейском народе все младенцы мужского пола должны были обрезываться на 8-й день после рождения. Это было знаком причисления мальчика к избранному народу».

 

 

 

Принесение же первенцев мужского пола в Иерусалимский храм на 40-й день после рождения — это заповедь, установленная законом Моисея, отметил он. «В храме на 40-й день нужно было совершить два важных обряда, — продолжил владыка Антоний. — Во-первых, каждая женщина после родов считалась нечистой. Если рождался мальчик, то период нечистоты длился 40 дней, после которых женщина должна была прийти в храм и принести жертву очищения. В Книге Левит говорится, что в качестве жертвы нужно было принести однолетнего ягнёнка и молодого голубя либо горлицу. Однако бедная семья, не имеющая возможности принести ягнёнка, могла принести двух горлиц или двух молодых голубей (Лев. 12:1–8). Этот обряд нужно было совершать после каждых родов. Во-вторых, в тех случаях, если на свет появлялся мальчик, который был у матери первенцем, нужно было исполнить ещё одно требование закона. После выхода еврейского народа из Египта каждого первенца нужно было посвятить Богу. Мы не знаем, как в точности происходил обряд этого посвящения. Возможно, священник брал ребёнка на руки и, обратившись к алтарю, как бы возносил его, символично вручая Господу».

 

«Итак, обрезание и обряды 40-го дня имели разное смысловое наполнение», — подчеркнул митрополит.

 

На вопрос о том, почему старец Симеон узнал Богомладенца-Христа, в то время как большинство находящихся в храме не узнало Его, владыка Антоний ответил: «Евангелист Лука пишет, что старец Симеон был праведником и на нём был Святой Дух. И именно Святым Духом ему было открыто, что он не умрёт, пока не увидит Мессию. Как говорит церковное предание, в этом ожидании святой Симеон провёл много лет. Итак, ему не был открыт конкретный день и время, когда на землю придёт Христос. ... Из контекста Евангельского повествования видно, что именно Святой Дух указал Симеону на Иисуса. Старец взял Младенца на руки, не спрашивая у Иосифа и Марии, кто они такие и Кем является это Ребёнок».

 

Владыка также напомнил, что ожиданием прихода Мессии жил тогда весь израильский народ. «В Ветхом Завете было немало пророчеств о пришествии Спасителя. Пророки указывали и на определённые признаки тех времён, когда на земли явится Христос», — отметил он. Но евреи представляли себе Мессию как избавителя их народа от захватчиков-римлян, а не как Спасителя от греха и смерти.

 

«Христос пришёл не как земной царь, а как Смиренный Человек, — сказал владыка Антоний. — Его проповедь радикально отличалась от того, чего ожидали иудеи. Иисус абсолютно не походил на того Мессию, Которого представляло себе большинство иудейского общества. Именно поэтому многие не сумели принять Евангелие Христово. Обращение человека ко Христу — великая тайна, мы не можем её до конца постичь своим разумом».

 

Именно об этой тайне и говорил святой Симеон, сказав: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). «Христос, о Котором провещали пророки на протяжений многих столетий и Которого ожидал весь израильский народ, стал для одних спасением, а для других — камнем преткновения. Многие споткнулись об этот камень, не приняв Христа», — сказал митрополит Антоний.

 

По материалам официального сайта УПЦ.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 353 раз