Вторник, 20 Август 2013 14:15

Велопробег «Святая Русь» на Волыни: одиночество в пути (часть V)

Мы продолжаем публиковать отчеты участников паломнического велопробега «Святая Русь», который стартовал 27 июля в Киеве.

 

Напомним, маршрут велоэкпедиции пролегает через главные центры исторической Руси: Переяславль, Галич, Владимир Волынский, Полоцк, Великий Новгород, Ярославль, Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Новгород-Северский, Чернигов. Велосипедисты преодолеют более 5 тысяч километров. Велопробег достигнет финиша в Киеве к концу сентября.


В предыдущем отчете велосипедисты писали о своих приключениях во Львовской области. Теперь участники достигли Волыни.


– Долог был путь под палящим солнцем к древнему Владимиру. Температура достигала 40 градусов. К полудню мы таки добрались к Владимир-Волынскому.


Это небольшой провинциальный городок в Волынской области. Первое летописное упоминание о нем относится к 988 году, когда киевский князь Владимир Святославович, на землях волынян и бужан, на правом берегу реки Луги покорил город под названием Ладомир и назвал его своим именем.
Получается Владимиру-Волынскому столько лет, сколько и Православной Руси – 1025!

 


Когда-то он был важным торговым центром, наряду с Киевом, Черниговом, Переяславом, а также имел важное военно-стратегическое значение как оборонный форпост на западных рубежах древнерусского государства.


В городе развивались ремесла, культура, образование, велось строительство фортификационных укреплений, храмов и монастырей. С 992 года во Владимире находилась епископская кафедра.


Начиная с XII века, в период феодальной раздробленности Руси, город становится центром удельного Волынского княжества, в котором утвердилась отдельная княжеская династия, основанная внуком Владимира Мономаха — князем Изяславом Мстиславичем, правившим на Волыни в 1146—1154 годах.


В первой половине XIII века Владимир становится одним из центров объединенного Галицко-Волынского княжества (с 1253 года — королевства). Этот период относится ко времени правления князя Даниила Романовича Галицкого (1201—1264) и его брата Василька Романовича Волынского (1205—1271). Середина XIII века — время наибольшего расцвета древнего Владимира. Он славился как центр торговли, ремесел, искусства, здесь сформировалась самобытная архитектурная школа. Здесь также писалась Галицко-Волынская летопись — наиболее ценный исторический источник второй половины XIII - начала XIV века.


Во Владимире-Волынском мы несколько часов просидели в Интернете. Выкладывали фотографии и информацию о том, как протекает путешествие. А затем побывали в Свято-Успенском соборе, который, согласно преданию, был построен равноапостольным князем Владимиром. Однако этот храм не уцелел, и новый был возведен в 1160 году удельным князем, Мстиславом II Изяславичем, ставшим впоследствии великим Киевским князем.

 

 

Собор в современном своем виде поражает великолепием и величием: красивая роспись, иконы, блики церковных свеч. Собор является усыпальницей галицко-волынских князей.


В храме находится ларец с частицей мощей Владимира. Мы приложились к ним, поблагодарили и попросили здоровья для близких и сил для преодоления жизненных преград.


Долго еще бродили по территории собора: знакомились с деятелями Киевской Руси, изображенными на монументах, пили воду с источника... Уходить отсюда никак не хотелось. Место это действительно умиротворяющее.

 

После собора наступило время прощания. Четверо участников экспедиции – Анатолий Лукъянович, Настя Юрко, Леша Надтока и Виталик Полищук (которые присоединились к участникам в Хмельницкой области) вынуждены были ехать по домам.

 

Далее рассказ пойдет от первого лица, то есть временно прибывающего в состоянии одинокого странника Антона Бондаренко:

 


«Ну, вот и пришло время расставания. Как-то двояко было внутри. С одной стороны – легкая дымка грусти от расставания с близкими по духу людьми, а с другой стороны – радость от ощущения подзабытого состояния одинокого странника. Ведь когда передвигаются в пространстве несколько человек (даже вдвоем), то это закрытая «колба» в которую не каждый сумеет «вторгнуться». Другое дело один. Один открыт и притягателен для нового. А новое – это опыт и познание.


Было 17:30, а мне еще необходимо было сделать марш-бросок в 48 километров. На ночлег я остановился в 4-х километрах от Ковеля на берегу маленькой речки. Прохладная и прозрачная вода впитала в себя всю мою усталость этого дня. Засыпал я под потрескивание костра, сияние Чумацкого шляха и топот ежа, вышедшего на ночную охоту.


Утром следующего дня проснулся при первых лучах солнца. Собрался. Быстро миновал Ковель, так как в этот день решил быть в Беларуси.

 

При въезде в село Запрудное находится деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построена в 1795 году. А рядом через дорогу – памятный камень и колодец. С селом Запруддя неразрывно связанно имя гениальной украинской поэтессы Леси Украинки. Сюда в начале ХХ века к своим родственникам неоднократно приезжала великая поэтесса. Во многих своих произведениях Леся Украинка описывала Полесье.


«Ой, чи так красно в якій країні,
Як тут на нашій Волині»


Гостеприимные люди в волынских землях. Кстати, чтобы набрать воды из колодца не нужно спрашивать разрешения у хозяина зайти в двор. Здесь смело открываешь калитку и заходишь. А за воду спасибо не говорят. На каждом перекрестке, при въезде и выезде из села стоят, украшенные разноцветными лентами кресты. И довольно часто по пути встречаются деревянные церкви.


В одном из сёл случилась такая вот история. Проезжаю мимо церкви и вижу, как из нее выходит венчальная пара с многочисленными родственниками. Я тут же останавливаюсь. Бросаю велосипед на землю и бегу к храму, чтобы сфотографировать. Ведь сейчас сядут в машины и уедут. И вдруг мне дорогу преграждает, словно мать-волчица, оберегающая свое потомство в минуты большой опасности, тетка. Она закричала:

 


– Стій. Не можна переходити їм дорогу. Це наші перші молодята.


– Я странствую. Из Киева. По благословению.


Этого было достаточно. Она отошла в сторону. Но тут какой-то дядька схватил меня за руку.


– Відпусти. Він від Божого, – вступилась за меня та самая тётка.


Я ближе подошел к молодятам. Включил камеру и спросил как их зовут.


– Тетяна.

 

– Андрій, – смущенно ответили они.

 


Дальше мой путь проходил через небольшой городишко Камень-Каширский, который был основан еще в 1196 году.


В это день я неоднократно видел коров, которые подобно гиппопотамам, мирно охлаждались в водах малых рек.

 


Границу пересек во время заката солнца, быстро, без всяких ожиданий и с пожеланиями счастливого пути, как со стороны украинского однофамильца пограничника, так и со стороны очаровательных белорусских пограничниц.

 

Участники велопробега «Святая Русь» побывали в подпольном монастыре близ Галича (часть IV).

 

Велопробег «Святая Русь»: новые участники и первые травмы (часть ІІІ).

 

Участники велопробега «Святая Русь» пересекли форпосты южных границ Руси (часть ІІ).

 

Участники велопробега «Святая Русь» преодолели 90 километров за первый день.

 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2667 раз