Среда, 11 Сентябрь 2013 17:28

Велопробег «Святая Русь»: о дружбе с пауком, Псковщине и Господине Великом Новгороде (часть VIII)

Мы публикуем восьмой отчет участников велопробега «Святая Русь», который стартовал 27 июля со Свято-Троицкого Ионинского монастыря.

Напомним, что маршрут велоэкпедиции пролегает через главные центры исторической Руси.

 

– В 22-й день велопробега была достигнута граница России. За это время накатано 1277 километров по Украине и 945 километра по Беларуси. Границы как таковой между Беларусью и Россией нет: и пограничников, ни таможенников – только дорожный контроль.

 

Псковщина встретила моросящим дождиком и далеко не идеальными, по беларуским меркам, дорогами.

 

Когда-то читал у путешественника и священника Фёдора Конюхова (да и не только у него) о «дружбе» с животными во время путешествий. У Конюхова это был альбатрос, который несколько дней сопровождал его во время одиночной кругосветки на яхте. Нечто подобное случилось и со мной.

 

Первая ночевка на российской земле была в палатке в лесу. Когда выбирался из чащи на трассу, то на руле между тросиками заметил паутину, на которой сидел маленький паук. Я сел на велосипед и поехал, но паук так и не отпал. Затем пришлось ехать по участку с мелкими ямами, но мой попутчик выдержал и это испытание. Прошел час.

 

 

Когда было экстремально, то паук прижимался, а на длительных остановках выползал из под руля и ремонтировал паутину. Вскоре я к нему привык и каждые 10-15 минут посматривал на паутину, чтобы узнать все ли у него в порядке. Ради безопасности паука даже перевесил шлем с руля на багажник, чтобы тот, болтаясь, случайно не задел паутину.


Разговаривал ли я с ним? Не скажу. Но я был рад, что появился попутчик. Да еще какой! Наша с ним «дружба» закончилась неожиданно. Ближе к вечеру я в очередной раз посмотрел на руль, но его там не оказалось. Стало немного грустно. Но, думаю, что он просто доехал до нужного пункта назначения. Теперь-то я понимаю истории о дружбе между людьми и животными.

 

Считаю, что в путешествиях всегда должен присутствовать элемент незапланированности. Так случилось и на этот раз. Проехав пару десятков километров от первого посещенного российского городишки Опочка, предо мной появился большой указатель: «Свято-Успенский Святогорский монастырь. Могила А.С. Пушкина. Заповедник «Пушкинские горы – 20 км». Сразу же принял решение изменить маршрут и побывать там.

 

Этот путь пролегал через 20 километров российской глубинки: с перекошенными ветхими срубами, практически полным бездорожьем, могучими лесами, прохладными реками и порой одиноко стоящими таксофонами в обезлюдненных деревнях. Наверное, это в рамках госпрограммы «Таксофонизация всей России», так как встретить таксофон можно везде, даже в заброшенных деревнях. Это похоже не то, как в каждом беларуском селе есть ферма или на западной Украине на каждом перекрестке стоит крест.

 

 

Святогорский Свято-Успенский монастырь был основан по указу Иоанна Грозного в 1569 году после явлений блаженному отроку Тимофею иконы Божьей Матери. Монастырь также имел и стратегическое значение, как один из форпостов на западных границах Московского царства.


В конце XVI века он пострадал от нашествия войск польского короля Стефана Батория. Через столетие монастырь утратил свое оборонительное значение.


При монастыре ежегодно проводились ярмарки, привлекавшие большое количество народа и купцов.

 

 

В годы лихолетия монастырь был закрыт. Во время Великой Отечественной войны здания монастыря серьезно пострадали, некоторые были разрушены, иные заминированы. К 1949 году большая часть монастырских строений была восстановлена и до 1992 года использовалась как экспозиционная и административная часть Государственного мемориального музея-заповедника А. С. Пушкина. Сейчас обитель принадлежит Русской Православной Церкви.

 

 

Святогорский монастырь широко известен, как место погребения великого русского поэта Александра Сергеевича, который был похоронен в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных в 1837 году. Могила поэта находится у алтаря собора. Сюда постоянно приходят почитатели творчества великого поэта.


Но не о его творчестве хотелось бы написать, а о его последних 45 часов земной жизни. Бог оставил ему еще два дня для искупления греха и приготовления к жизни в Вечности. Как только после дуэли определилась безнадежность его положения, домашний доктор предложил исполнить христианский долг. Послали за священником. Пушкин с таким благоговением и с таким глубоким чувством исповедался и причастился, что даже престарелый духовник был растроган и потрясен.


Христианская кончина стала лучшим оправданием и венцом его славной жизни. Думаю, каждый христианин желал бы отойти в мир иной таким образом. Это милость Божия.


Вот слова написанные Александром Сергеевичем в преддверии своей смерти:


«Милосердия надеюсь,


Успокой меня Творец!»


Его последняя молитва в то время, когда душа отделялась от тела.


Упокой Господи душу раба Божьего Александра.

 

 

У Святогорского монастыря есть подворье в деревне Столбухово. На подворье есть своя пасека, поэтому славиться монастырь вкуснейшим и полезнейшим медком, травяными сборами и столбуховским сбитнем. Это старинный русский медовый напиток. В состав, которого входит кроме меда ряд трав. Оказывает укрепляющее действие, успокаивает и полезен при профилактике простудных заболеваний.


Но хорошего понемногу. Нужно ехать дальше, не смотря на то, что начался дождь. Целый день я ехал под аккомпанемент дождя, который, то ненадолго прекращался, то снова переходил в ливень. Я не рискнул ночевать в летней палатке. Заехал в деревню, чтобы добрые люди пустили переночевать. С третьей попытки это удалось.

 

 

Псков – город воинской славы. При въезде в город размещается часть ВДВ – знаменитых псковских десантников. Близ КПП у трассы устафновлен огромный памятник мемориал 6-ой роте, выполнявшей свой долг и погибшей в полном составе в чеченскую кампанию.

 

Название города связано с гидронимом – рекой Пскова. Возраст Пскова точно не известен. Археологические исследования показывают, что эта территория была заселена около двух тысяч лет назад. Самые древние археологические находки в Пскове относятся к IX веку. В это время на территории Псковского Кремля уже существовало поселение славян – псковских кривичей, имевшее земляные и деревянные укрепления.

 

Первое упоминание о Пскове в летописи датируется 903 годом. Эту дату и принято считать официальной датой основания города.


Существует предание, когда княгиня Ольга стояла на берегу реки Великой, ей явилось видение: три луча, исходящих с неба, сошлись на противоположном берегу. На том месте княгиня повелела возвести собор в честь святой Троицы а вокруг «град велик, славен и во всем изобилии!»

 

 

До XII века Псков входил в состав Киевской Руси. После провозглашения в 1136 году Новгородской феодальной республики город перешел под власть Новгорода. У Новгорода со Псковом были общие военные интересы. Несколько раз новгородцам и псковичам приходилось обороняться от военных походов Полоцкого княжества и от нападений со стороны соседних прибалтийских племен.


В 1240 году Псков был окружен войсками Тевтонского ордена. Когда немцы уже собирались снять осаду и отойти, боярин Твердило ночью тайно открыл ворота города, рассчитывая с помощью немецких феодалов захватить власть в Пскове. Полтора года Псков находился в оккупации ордена. Лишь в 1242 году город был освобожден войском Александра Невского.

 

 

Постоянная опасность, грозившая Пскову с запада, вынуждала укреплять и развивать крепость. Территория была значительно расширена во время правления князя Довмонта, который позже был канонизирован. Возможно, что в это время деревянные стены начали заменять каменными. По его приказу была построена каменная стена, проходящая от берега Псковы к берегу Великой.

 

Много выдающихся людей были уроженцами Пскова. Хотелось бы отметить, прежде всего, равноапостольную княгиню Ольгу – бабушку святого князя Владимира. В центре города находится памятник святой княгини с маленьким князем.

 

 

Также родом из этого града талантливый полководец Константин Рокоссовский, композитор Модест Мусоргский, а также известный велопутешественник Глеб Травин, который в 1928–31 годах объехал по периметру бывший Советский Союз. Его маршрут в полном объеме до сих пор никто не смог проехать.


Первым местом, куда я решил заехать, был Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Он стоит на месте, где река Мирожа (отсюда и название) впадает в реку Великая. Обитель знаменита единственным на Руси домонгольским фрескам соборного храма.

 

Отец Иоанн провел нам экскурсию.

 

 

Точная дата основания монастыря неизвестна. Ее принято относить к середине XII века и связывать с именем святителя Нифонта, епископа Новгородского, грека по рождению.


Монастырь был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись. Он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (переписавших, в частности, «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую.


Обитель была богата. Будучи расположенным вне укреплений Пскова, монастырь был уязвимой мишенью. Он часто служил целью нападений западных соседей Руси. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли обитель и убили игумена.

 

 

В 1581 году польский король Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.


В 1567 году, при Иоанне Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими святым псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной.


Монастырь был упразднен в XX веке. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Тогда же была создана мирожская иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон, один из самых знаменитых современных иконописцев.


Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII – начала XX веков), Настоятельского корпуса (XVI—XIX), Стефановской церкви (XVII), Братского корпуса (конец XVIII—XIX века), братских келий (XVII—XIX), монастырской ограды (1799–1805).

 

pskov couple

 

После монастыря я отправился в центральную часть города. Прежде всего Псков поражает большим количеством храмов и монастырей. Псковский Кремль виден издалека. Это историко-архитектурный центр Пскова. Расположен на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую.


Псковская крепость – одна из крупнейших древнерусских крепостей, выдержала 126 нападений и 36 осад.Со всех сторон на самом высоком холме уже тысячу лет стоит Троицкий собор. Облик храма обновлялся четырежды, неизменным оставалось лишь название. Псковичи величали его «Домом Святой Троицы» и «Ольгиным храмом». Нынешний Троицкий собор построен в 1699 году.

 

dovmont city

 

В Летнем саду находится интересный памятник, который изображает Пушкина и его няню – Арину Родионовну, скромно названную «крестьянкой». Имя Пушкина неразрывно связано с Псковским краем. Более ста произведений создано поэтом на Псковской земле. В их числе – четвертая глава «Евгения Онегина», «Борис Годунов», «Цыганы», а также сказки. Предположительно, Пушкин не менее семнадцати раз приезжал в Псков.


Столько впечатлений всего лишь за полудня. Дальше надо было ехать, так как ждал Господин Великий Новгород.

 

 

Великий Новгород – один из древнейших городов Руси. Недавно официально отмечали его 1150-летие. В средние века город был центром Новгородской Руси, а затем Новгородской земли. Второй по значимости после Киева центр древнерусского государства.


Период политической истории Новгородской земли, начиная с резкого ограничения роли князя в 1136 году, до победы над новгородцами московского князя Ивана III Великого в 1478 году принято называть «Новгородская республика». Руководство использовало обозначение Господин Великий Новгород.


Новгород не подвергся татаро-монгольскому нашествию, хотя и платил дань. В городе сохранились уникальные памятники древнерусской архитектуры домонгольского периода.


Город был единственным из древних русских городов, избежавшим упадка и дробления в XI–XII веках. В 1136 году он стал первой вольной республикой на территории феодальной Руси.


Особенностью Новгорода является то, что он всегда был и остается разделен на две части – Торговую и Софийскую стороны, границей между которыми является река Волхов. В прошлом это деление носило не только географический характер, но отражалось и на внутренней истории города. Соперничество жителей Торговой и Софийской сторон нередко приводило к открытым столкновениям на мосту через реку.


В Новгороде меня разместили в братском корпусе Свято-Юрьева монастыря. Обитель находится в 5 километрах от города на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень. Это один из древнейших монастырей Руси. В прошлом – духовный центр Новгородской республики, а ныне — действующий мужской монастырь.

 

 

По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий. В русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году.


Строения монастыря первоначально были деревянным, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году по указу князя Мстислава Великого был заложен каменный храм – Георгиевский собор. В 1125 году Мстислав унаследовал киевский престол. Уже став великим князем, он женился на дочери новгородского посадника. В 1130 году он наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями.

 

 

В XII—XIII веках обитель стала государственным монастырем Новгородской республики, а ее глава — новгородский архимандрит – главой городских магистратов. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из самих красивых и богатейших монастырей Руси.


Главный храм монастыря – Георгиевский собор был усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В нем погреблены старший брат Александра Невского князь Федор Ярославич и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния).

 

 

Стоя у врат монастыря, открывается вид на Рюриково городище и разрушенную церковь Благовещения. Ранее городище было торгово-ремесленным и военно-административным центром Приильменья и резиденцией новгородских князей. А в километре от обители находится музей народного деревянного зодчества «Витославлицы».

 

 

В день моего прибытия в Великий Новгород ребята из велоклуба «Паломник» провели велоэкскурсию.


Собор Святой Софии – главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045–1050 годах, является древнейшим храмом на территории Руси, построенный славянами. В отличие от Софии Киевской и Полоцкой Новгородская София сохранилась практически в первозданном виде.

 

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру, чтобы заложить Софийский собор. Освящение собора по данным разных летописей состоялось в 1050 или 1052 году.

 

 

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Соборы подобного типа строились на Руси только в XI веке. В нем находятся останки шести святых: княгини Ирины, ее сына Владимира, князей Мстислава и Федора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна.

 

Впечатляет памятник «Тысячелетие России». Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.


Он представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте. Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника составляет 15 метров. Всего памятник содержит 128 фигур.

 

 

Скульптурные изображения делятся на три уровня: группа из двух фигур – ангел с крестом в руке (олицетворение Православной Церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения Церкви и самодержавия) и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра II лета 1862».

 

Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, которые символизируют различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определенную часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определенных рубежей государства.


В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.

 

 

На конкурс было подано 52 проекта. Выбран был проект художника Микешина. Долгий период заняло также утверждение списка этих «видных людей»: были исключены поэт Кольцов, драматический актер Дмитревский, писатель Кантемир и знаменитый флотоводец, адмирал Ушаков. Не помещены на памятнике также знаменитые русские зодчие: Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. Разразился скандал с вычеркиванием из списка поэта Тараса Шевченко. Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного. Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника из-за кровавой расправы, учиненной опричниками в Новгороде в 1570 году. Николай I был добавлен в последний момент.


Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года в присутствии Александра II. Во время Великой Отечественной войны он был разобран фашистами. Немцы успели только запаковать мелкие фигуры, но не смогли вывезти их из города. После войны памятник восстановили и он был открыт вновь 2 ноября 1944 года.

 

Местом дислокации новгородского велоклуба «Паломник» является древний храм XVI века Успения Божией Матери в Колмово. Ребята на велосипедах совершают паломнические поездки по святым местам Новгородщины и близлежащих земель.


Командором клуба является велотурист со стажем Сергей Фёдоров. Теперь уже отец Сергий, так как в Праздник Успения Пресвятой Богородицы Сергей был рукоположен во диаконы в Софийском соборе. От всей души наши поздравления!

 

Нельзя представить и Успенский приход и велоклуб «Паломник» без Лилии Лепшиной. Лилия провела замечательную экскурсию по храму, а самое главное и интересное – это то, что она мастерица с золотыми руками лицевого и золотного шитья. Женщина трудится в мастерской Успенском храме.

 

 


И еще, не только в Минске, но и в Новгороде можно катать по велодорожке. А это говорит о том, что в городе развивается велодвижение.

 

Всем огромное спасибо.

 

Равноапостольный князь Владимир, равноапостольная княгиня Ольга, святитель Николай Чудотворец молите Бога о нас.

 

Напомним, что главными целями пробега являются популяризация славянского единства на основе Православия и сбор средств на лечение Богдана Приймачука.

 

 

Велопробег «Святая Русь»: небесная стража над Минском (часть VII)


Беларусь аграрная, гостеприимная, православная. Велопробег «Святая Русь» (часть VI)

 

Велопробег «Святая Русь» на Волыне: одиночество в пути (часть V)

 

Участники велопробега «Святая Русь» побывали в подпольном монастыре близ Галича (часть IV)

 

Велопробег «Святая Русь»: новые участники и первые травмы (часть ІІІ)

 

Участники велопробега «Святая Русь» пересекли форпосты южных границ Руси (часть ІІ)

 

Участники велопробега «Святая Русь» преодолели 90 километров за первый день

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2332 раз